• СИРОТА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

    Доктор медицинских наук по специальности 19.00.04-медицинская психология, профессор.

    Должность: декан факультета клинической психологии; заведующая кафедрой клинической психологии; работает в МГМСУ с 2003г.

           Имеет образование по диплому врач по специальности «лечебное дело», врач-психиатр и врач-психотерапевт. Последипломное образование в области психотерапии, медицинской и клинической психологии, вопросам профилактики и реабилитации социально-значимых расстройств, психосоматическим взаимоотношениям в кардиологии, вопросам психосоматической медицины и т.д. получено в Москве, Санкт-Петербурге, Германии, Швейцарии, Люксембург, США. Имеет опыт работы за рубежом в качестве временного советника Европейского Бюро ВОЗ по вопросам профилактики зависимости (1994г).  Постоянное участие и выступления в Российских, Европейских и Всемирных конгрессах и конференциях по психиатрии, психотерапии и клинической психологии.

          Тематика и количество научных трудов: автор и соавтор 500 научных печатных трудов. За последние 5 лет - 85 научных печатных работ. Индекс Хирша – 20.

    Тема кандидатской диссертации «Клинико-психологические особенности гашишной наркомании в подростковом возрасте» (1990).  Диплом доктора медицинских наук (по специальности Медицинская психология). Тема докторской диссертации «Копинг-поведение в подростковом возрасте» (1994).

    Десять монографий и учебных пособий написаны  на темы «Профилактика наркомании у подростков от теории к практике», «Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде», «Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи», «Программа формирования здорового жизненного стиля», «Эффективные программы профилактики зависимости и зависимого поведения», «Профилактика наркомании и алкоголизма», «Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ», «Проблемы подростковой адаптации с позиций профилактики и психотерапии личностных и поведенческих расстройств и зависимости от психоактивных веществ».

              Под научным руководством защищено 9 кандидатских и 1 докторская диссертация.

    Повышение за последние 5 лет квалификации врача-психотерапевта сертификат; повышение квалификации врача психиатра – нарколога; диплом о дополнительном к высшему образовании по специальности «Преподаватель высшей школы».

    Награждена Почетной грамотой за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд Министерства здравоохранения в 2011 году; дипломом Лауреата Премии города Москвы 2006 года в области медицины, почетными грамотами МГМСУ.

    Многолетний опыт публичных выступлений на международных и всероссийских съездах, симпозиумах, совещаниях, выступления в средствах массовой информации, межведомственных совещаниях. Научная и педагогическая деятельность - более 30 лет в качестве непосредственного исполнителя, организатора и руководителя научных исследований в области психологии зависимости, нарушений адаптации, профилактики и реабилитации социально значимых расстройств, клинической психологии, руководителя диссертационных работ.

            Член-корреспондент Российской Академии Естественных Наук Российской Федерации, член диссертационного Ученого Совета по психиатрии и медицинской психологии ГБОУ ВПО МГМСУ РФ.

  • Страх перед посещением врача-стоматолога присущ как детям, так и взрослым. Чаще всего сами родители, не подозревая об этом, провоцируют возникновение тревоги и страха у собственного ребёнка и способствуют его укоренению. Пытаясь помочь ребёнку построить отношения с врачом-стоматологом, родители совершают ошибки, вмешиваясь в беседу, нарушая построение диалога «врач — маленький пациент». В исследовании разработаны метод психологической подготовки ребёнка (игрокуклотерапия); методы поддержания эффективного уровня сотрудничества ребёнка на стоматологическом приёме, исследованы типы поведения родителей и их психологическая подготовка к сопровождению ребёнка во время стоматологического лечения. Ключевые слова: психологическая подготовка ребёнка, психологический тест «Паровозик», типы поведения родителей, методики поддержания эффективного уровня сотрудничества детей и родителей. Чувство страха присуще людям любого возраста. Эмоция страха, как таковая, возникает в ответ на воздействие угрожающего стимула. Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Поход к врачу, а особенно к такому специфичному, как стоматолог, — это огромный стресс для ребенка. Некоторые манипуляции в полости рта могут сопровождаться неприятными, зачастую болезненными ощущениями. Осмотр и лечение у врача стоматолога у большинства детей дошкольного возраста вызывают напряжение и страх. Поэтому первоочередная задача детского врача-стоматолога — обеспечить психологическую подготовку и поддержку ребёнку во время стоматологического приёма. Однако на сегодняшний день нет рекомендаций, как помочь ребёнку дошкольного возраста справиться со стоматофобией. Общение с родителями и ребёнком является важным способом сбора фактов в процессе личного общения. Вовлекая ребёнка в беседу, стоматолог не только узнаёт пациента, но может помочь его релаксации. Кроме того, это дополнительная возможность наблюдать взаимоотношения между родителем и ребёнком. Зачастую врач сталкивается с ситуацией, когда родители, пытаясь помочь построению взаимоотношений ребёнка с врачом, нарушают едва сложившийся рапорт врача и ребёнка, проявляют чрезмерную опеку, либо упоминают предыдущий негативный опыт общения со стоматологом, тем самым затрудняя общение врача с ребёнком. Согласно Джайнотту X. , общение родителей с детьми должно базироваться на трех основных принципах: • первый — во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивный образ «Я» у ребёнка; • второй — следует говорить о ситуации, поступке ребёнка, избегая личностных негативных оценочных суждений. Высказывания взрослого не должны содержать диагноза и прогноза дальнейшей судьбы ребёнка; • третий — взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложения сотрудничества. Это предложение не должно исчерпываться прямым указанием на соответствующий способ действия, а должно раскрывать перед ребёнком возможности самостоятельного разрешения проблемной ситуации. В последнее время детей к стоматологу приводят чаще матери, чем отцы, по этой причине большое внимание исследователей привлекает влияние материнских страхов на поведение ребёнка. Найдена тесная связь между поведением детей в возрасте от 3 до 7 лет при первом посещении стоматолога и материнской тревогой . Однако на сегодняшний день нет рекомендаций, каким образом повлиять на поведение родителей, и в частности матерей, во время стоматологического приёма.

    Подробнее

  • ЦЕЛЬ. Разработка удобного для медицинской практики способа прогнозирования приверженности антиретровирусной терапии больных ВИЧ-инфекцией. МЕТОДЫ. Проведено анкетирование 280 больных с верифицированным диагнозом ВИЧ-инфекции на стадиях 3-4В, получающих антиретровирусную терапию. Оценивали клинические проявления ВИЧ-инфекции и лабораторные данные. Проводили психологическое тестирование с помощью шкалы самооценки тревоги Шихана. Статистическую обработку проводили с использованием пакета статистических программ SPSS, версия 17. РЕЗУЛЬТАТЫ. Среди факторов, не связанных с основным заболеванием (ВИЧ-инфекцией), к факторам риска неприверженности принадлежат холостой/незамужний статус пациента и его проживание с родителями, отсутствие высшего образования. К факторам, связанным с терапией, отнесены замена одной схемы лечения на другую при отсутствии мотивации; высокий уровень лекарственной нагрузки при терапии (более 7 таблеток в день). Влияние на приверженность антиретровирусной терапии оказывали полиневропатия на стадии 4В и лихорадка неясного генеза на стадии 4Б. Среди лабораторных признаков оказались анемия и уровень вирусной нагрузки независимо от стадии ВИЧ-инфекции, а также число CD4+-лимфоцитов на стадии 4А. Оценка тревоги у больных ВИЧ-инфекцией с помощью шкалы самооценки тревоги Шихана была более информативна. ВЫВОД. На основе выявленных факторов сформирована анкета, каждый из вариантов ответов на вопросы анкеты оценивается по величине соответствующих коэффициентов приверженности антиретровирусной терапии; полученные данные положены в основу разработанного алгоритма определения приверженности антиретровирусной терапии.

    Подробнее

  • Цель исследования. Оценка эффективности влияния психотерапевтических методов лечения на клиническое течение, качество жизни (КЖ), данные эзофагогастродуоденоскопии и показатели 24-часовой pH-метрии у пациентов с гастроэзофагальной рефлюксной болезнью (ГЭРБ).
    Материалы и методы. Обследовали 60 больных ГЭРБ, которых разделили на равные группы в зависимости от проводимой терапии: стандартное медикаментозное лечение или его комбинацию с методами психотерапевтического воздействия. Степень повреждения слизистой оболочки пищевода оценивали с помощью эзофагогастродуоденоскопии, уровень кислотности в пищеводе — с помощью 24-часовой pH-метрии, степень выраженности клинических проявлений — с помощью шкалы Лайкерта, КЖ больных оценивали с помощью опросника SF-36. Психоэмоциональную составляющую здоровья пациентов анализировали по клиническому опроснику для выявления и оценки невротических состояний (КОВОНС), характерологическому опроснику Леонгарда—Шмичека, индивидуально-типологическому опроснику. Результаты. Выявлено, что у больных ГЭРБ имеются индивидуально-личностные особенности и определенный тип психологического реагирования. Установлено, что включение психотерапевтических методов лечения в комплексную терапию позволяет получить дополнительный лечебный эффект в отношении клинических проявлений ГЭРБ, показателей
    психологического реагирования больных и параметров КЖ. Констатирована прямая зависимость между психологическим компонентом КЖ и данными опросника КОВОНС. Наиболее выраженная корреляция (r=0,73; p=0,00004) выявлена между показателем тревоги опросника КОВОНС и психологическим компонентом КЖ. При выполнении корреляционного анализа у больных ГЭРБ получена взаимосвязь (r=–0,68; p=0,0001) показателей тревоги опросника КОВОНС и клинического индекса.
    Заключение. Использование психотерапевтических методов лечения в дополнение к стандартной медикаментозной
    терапии улучшает как физическое, так и психологическое состояние больных ГЭРБ, влияет на уменьшение выраженности клинической симптоматики. Это может способствовать более быстрому выздоровлению пациентов и создает предпосылки для повышения их КЖ.

    Подробнее

  • Резюме. В статье представлены результаты исследования страха прогрессирования заболевания и копинг-поведения у пациентов с ишемической болезнью сердца. Показано, что выраженный страх прогрессирования заболевания проявляется в обеспокоенности больных возможностью рецидива болезни, кардиофобических реакциях, сопровождающихся вегетативными проявлениями тревоги, общей обеспокоенности лечением в связи с возможностью повреждения тела и в страхе утраты самостоятельности. Пациенты с выраженным страхом прогрессирования заболевания чаще используют копинг-стратегию «Бегство-избегание», реже обращаются к стратегиям, ориентированным на преодоление стрессовых ситуаций. При этом больные с выраженным страхом прогрессирования заболевания статистически достоверно чаще прибегают к стратегии переоценки стрессора болезни «Восприятие преимуществ в болезни», что указывает на стремление поддерживать идеализированный образ человека, изменившегося под влиянием болезни в лучшую сторону, сочетание данных тенденций указывает на преобладание конфликтного личностного смысла болезни. Выявленные клинико-психологические особенности больных с ишемической болезнью сердца могут выступать в качестве мишеней для про ведения психологических интервенций с данным контингентом больных.

    Подробнее

  • В данной главе раскрываются проблемы формирования мотивации на изменение поведения у зависимых от наркотиков. В ней приведены теоретические основы практических подходов, направленных на изменение мотивации и непосредственно сами практические методы мотивационной терапии. В главе большое внимание уделено не только общим вопросам, но и важным частным аспектам мотивационного интервьюирования, включая и требования к подготовке специалистов этого профиля, без которых работа в области мотивации на изменение поведения лиц, употребляющих психоактивные вещества, не может быть эффективной.

    Подробнее

  • В руководстве излагаются современные представления об альтернативной активности в аспекте профилактики злоупотребления психоактивными веществами для несовершеннолетних и молодежи. В нем представлены теория и методология альтернативной наркотизации деятельности, базовые теоретические концепции профилактики, основные виды альтернативной активности, анализ современных отечественных программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами, программы альтернативной профилактической активности. Данное руководство рассчитано на то, что в результате применения на практике описанных в нем положений, принципов и методов, альтернативная употреблению наркотиков деятельность будет базироваться на научной основе и проводиться грамотными и подготовленными специалистами. Руководство предназначено для широкого круга специалистов, работающих в области воспитания подрастающего поколения, профилактики различных нарушений адаптации и злоупотребления наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами среди детей, подростков и молодежи.

    Подробнее

  • Книга предназначена широкому кругу читателей: психологам, педагогам, родителям. Особое значение она имеет для тех, кто интересуется программами профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения, кто готовится к тому, чтобы проводить эти программы в качестве специалиста – тренера. В ней изложены современные представления о профилактике, представлены конкретные программы для подростков и обучающая программа для специалистов. Освещены специальные психологические техники и технологии профилактики.

    Подробнее

  • Существенный прогресс в области профилактики наркомании обеспечивается разработкой подходов, сфокусированных на понимании профилактики как превенции, учитывающей, прежде всего психосоциальные и личностные факторы, препятствующие началу наркотизации. Современная модель профилактики наркомании строится на понимании того, что подрастающее поколение не приспособлено к современным условиям постоянно меняющейся стрессогенной социальной действительности, что взрослые люди, не имея определенных знаний и навыков, не в состоянии обучить детей тем поведенческим моделям, которые понадобятся в жизни. Поэтому населением часто выбираются саморазрушающие пути совладания со стрессом – употребление алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ. В связи с этим наиболее эффективным способом профилактической активности является путь формирования стрессустойчивого жизненного стиля.

    Подробнее

  • В начале XXI века в России сложилась ситуация, когда у подрастающей молодежи нет культурной опоры (социальные институты, позволяющие развить личностные ресурсы), которая позволила бы эффективно адаптироваться к окружающим условиям и справляться с повседневными проблемами и стрессовыми ситуациями. Предоставленный сам себе подросток обращается к девиантным и делинквентным формам поведения, с помощью которых он пытается справиться с требованиями окружающей среды. Помимо знаний и навыков, приобретаемых в школе, подросток нуждается в знаниях и навыках, позволяющих ему эффективно решать жизненные задачи – выбор профессии, поиск жизненного пути, приобретение друзей, создание семьи, поиск собственной идентичности.

    Подробнее

  • В статье приводятся результаты апробации краткой версии шкалы эмоциональных схем Р.Лихи. Под эмоциональными схемами понимается совокупность имплицитных интерпретаций, ожиданий, формирующихся у человека в отношении собственных эмоций и эмоций других людей, то, что человек думает о собственных эмоциях и об эмоциях других, то, какие поведенческие и межличностные стратегии он применяет в ответ на собственные эмоции и эмоции других. Выборка составила 200 человек. Средний возраст составил 20,1±3,2. Показано, что русскоязычная версия краткой версии шкалы эмоциональных схем соответствует англоязычной версии в отношении надежности-согласованности и внутренней структуры. Внешняя валидность методики подтверждается значимыми связями эмоциональных схем с выраженностью психопатологической симптоматики, ранними дезадаптивными схемами, малоадаптивными стратегиями когнитивной регуляции эмоций. По результатам регрессионного анализа было выявлено, что эмоциональные схемы оказывают существенную роль в развитии психопатологических симптомокомплексов.

    Подробнее

  • Fear of disease progression is one of the most common sources of psychological distress in patients suffering from chronic diseases. Fear of disease progression is a situationspecific and fully discernible (reportable) emotion based on personal experience of a life-threatening disease. This article presents the results of a study of cancer patients’ coping behavior according to the levels of fear of disease progression experienced. The presence of pronounced fear of disease progression reflects a negative cognitive-affective response to one’s expectations for one’s own future; this response is related to a decrease in adaptive capacity. To determine the particular characteristics of coping strategies and coping resources in women with reproductive-system cancers according to the level of fear of disease progression. A total of 177 women with reproductive-system cancers were examined, among them 59 with breast cancer and 118 with gynecological cancers. Women with reproductive-system cancers have varying sets of coping strategies and coping resources according to their level of fear of disease progression. For each of the differentiated groups, specific characteristics of the strategies of coping with difficult life situations are described, along with cognitive self-regulation strategies specific to the illness and to coping resources. The women exhibiting moderate fear of disease progression significantly more often adhered to problem-oriented strategies of coping with difficult life situations and illness and had an internal locus of control regarding treatment. Patients with a low level of fear of disease progression tended to use strategies of positive reinterpretation of difficult life situations and illness; an external locus of control regarding treatment prevailed in this group. Patients found to have a dysfunctional level of fear of disease progression displayed significantly higher rates of using cognitive-regulation strategies focused on negative aspects of illness, as well as strategies for avoiding difficult life situations. Fear of disease progression is a psychological problem in women with reproductive-system cancers. Higher levels of fear of disease progression are associated with a decrease in the psychosocial adaptation of women suffering from reproductivesystem cancers.

    Подробнее